31.07.2009 в 11:42
Пишет
Мифранор:
ВеерическоеИнформация к размышлению, или немного о жителях трех городов. Этот текст в основном взят из книги Л.Д. Гришелевой "Формирование японской национальной культуры". Я несколько порезал и перекомпоновал его, добавив кое-какие пояснения(для ооочень далеких от темы). Описываемое положение вещей сформировалось уже после прихода Токугава к власти, в 17-м веке, но для игры, чтобы подчеркнуть различие жителей городов, на мой взгляд, данная модель более чем применимо. Тем паче, не в один день оно и сложилось.
Особенно сильно отличались три самых крупных города— Киото, Эдо и Осака. Эта специфика отразилась и на характере, и на вкусах, и на образе жителей. Говорили о разном темпераменте жителей, но дело тут было в социальной доминанте городов. Из этих трех культурных центров позже сложится единая культура японской нации.
читать дальшеКиото. Резиденция императорского двора и рафинированой военной аристократии сегуната Асикага ( предшествовавший сегунату Токугава, период правления Асикага закончился круговертью Сенгоку Дзидай, почти столетней войны всех против всех, в которой из 100 дайме только два кончили жизнь в постели а не на поле боя). Давно сложившийся центр культуры, ремесел и торговли. С упадком придворной аристократии и падением сегуната Асикага, этот город перестал быть центром, куда стекались экономические и духовные ресурсы страны. Сказался на Киото и перенос политического центра государства в Эдо. Но Киото, тем не менее сохранял, хоть и поблекший, аромат древнего престижа, и его наследие — известную столичную элегантность, бывшую отдаленным отражением придворной.
Жители Киото были более изысканы, мягки и традиционны. Их влекла неуловимая прелесть эстетической категории хэйанской аристократии "мононоаварэ", фиксировавшей внимание на грустном очаровании хрупкого, ускользающего мира и наполнявшей жизнь мягкой меланхолией и буддийским ошущением эфемерности бытия.
Купцы в Киото стремились приобрести клиентов при дворе императора. Эти небогатые, но престижные клиенты, позволяли купцам неплохо заработать на этом престиже, так как очень многие богатые киотосцы были готовы переплачивать ради чести пользоваться услугами тех торговцев, которые обслуживают цвет империи.
Осака. В 17-м веке она была торговым центром, куда стекались доходы западной Японии(в основном в форме риса). Осака стала главным складом и перевалочным пунктом и для таких продуктов, как растительное масло, хлопок, сакэ, древесный уголь, и многих других. Организованные в гильдии купцы и финансисты Осаки были тем каналом, через который сегунат Токугава пытался контролировать экономику страны в целом.
Гарнизон в Осаке был небольшим, и в городе хозяйничали тенины, в основном купечество. Тон задавали крупные торговые дома, позволявшие себе роскошь и излишества. Среди них прославился богатством дом Едоя, который вел оптовую торговлю рисом, обслуживая многих дайме. Ему принадлежали дома, зернохранилища, склады, сотни тысяч золотых слитков, произведения искусства. Его непомерное богатство раздражало сегунат. Дом был обвинён в неповиновении властям и его имущество было конфисковано.
Но таких торговых домов, немногим отстававших от Едоя было множество. Такие радикальные меры принимались редко, ведь благополучие многих дайме , а иногда и самого сегуна, часто зависело от возможности получения кредита у торговца или ростовщика. Некоторые дайме пробовали, пользуясь своим положением, не возвращать долгов, но тогда они немедленно лишались кредита.
Жители Осаки, именовавшейся кухней государства,знали толк в еде, были склонны к размеренной и приятной жизни, отличались покладистым характером и веселым нравом. Их эстетические и моральные идеалы выражались концепцией "суй", что можно перевести в самом общем смысле как "шик". Последователи этой концепции были законодателями моды и вкуса для своих сограждан. Они умели жить богато и красиво, не считая деньги, получать наслаждения, не становясь их рабами. Они знали и ценили все соблазны жизни, но владели своими страстями. Типичным представителями таких людей были купцы старше сорока лет, которые потратили юность и молодость на наживание богатства, а потом стремились обрести все радости мира, особенно легкодоступные,которые за деньги предлагали "веселые кварталы"
Эдо. Новая столица государства, резиденция сегуна, место где все дайме имели свои дома, в которых жили их семьи и периодически они сами. Город самураев, составлявших почти половину его населения.- система заложничества заставляла дайме жить пол-года у себя в провинции, а вторую — в Эдо. Причем точно указывалось, какой численности должно быть сопровождавшая дайме охрана, слуги, етс. На эти поездки уходила значительная часть доходов, да и житье в столице часть заставляло князей влезать в долги. Таким образом, в Эдо, по выражению Мещерякова, оказался городом командировочных мужчин(плюс еще и крестьяне сбегались на заработки в столицу) в котором порой на одну женщину приходилось 10 мужчин. Неудивительна в таких условиях была потребность в публичных домах.
Под влиянием самурайской среды формировался своеобразный тип дерзких и заносчивых горожан, отличавшихся грубоватой речью, критической настроенностью, бравадой и склонностью к резкости. Морально- этические идеалы эдосцев выражались категорией "Ики", означавшей жизнеспособность, отвага, мужественность, бодрость. Дух ики проявлялся в манере говорить, держаться и одеваться, которой отличались преуспевающие купцы и предприниматели Эдо. Эстетика "ики" предполагала эстетику не такую броскую, как "суй". Поэтому в одежде эдосцев преобладали спокойные тона, а их женщины были более стойки к невзгодам, готовыми к жертвам ради любимого, их окружала атмосфера легкой грусти. Формально укладываясь в рамки установленного регламента, богатые купцы в действительности пользовались роскошью, немыслимой для средних горожан и большинства самураев. Скромные снаружи, их дома были роскошными изнутри, Их наследники носили скромное платье на богатой подкладке, сестры на первый взгляд были одеты как служанки, но их нижние кимоно были из самых дорогих и ярких шелков. URL записи
@темы:
Япония дэс,
информация