БИДЗИНГАжанр искусства укиё-э, изображающий красавиц, персонажей «веселых кварталов». Великое множество женских изображений было создано мастерами живописи, но широкую славу они приобрели благодаря гравюрам.
читать дальшеВозникновение жанра бидзинга связано с творчеством Хисикава Моронобу (1618–1694). Следующий этап развития жанра — творчество Кайгэцудо Андо. В отличие от женских образов Моронобу, мягких и наивных, героини художников династии Кайгэцудо, высокие и статные куртизанки, представлены в полный рост в статичных позах, в ярких красочных костюмах. Это были изображения, служившие своего рода рекламой популярных обитательниц «веселых кварталов» и в то же время различных образцов кимоно.
В творчестве Судзуки Харунобу (1724–1770) вновь меняется идеал женщины. На смену величавым и статным красавицам приходят хрупкие юные девушки, почти подростки, с крошечными ручками и ножками, необычайно трогательные и грациозные.
Излюбленные композиционные схемы Тории Киёнага (1752–1815) — многофигурные шествия куртизанок. Красавицы в ярких, праздничных одеяниях, совершающие пешие прогулки и катающиеся на лодках в окружении роскошной свиты — своего рода гимн праздному образу жизни.
Среди всех художников, работавших в жанре бидзинга, особенно выделяется Китагава Утамаро (1754–1806) — один из шести лучших художников японской ксилографии, обладатель общепризнанного титула «певца женской красоты». Утамаро вводит в укиё-э тип больших погрудных портретов — «окуби-э». Сохранились тысячи его гравюр, тонко и изящно раскрывающих мир женщин Эдо.
В ХIХ в. доминировали в жанре бидзинга основатель династии Кикукава — Эйдзан (1787–1867) и его ученики.