Посвящается Ичику!
Фоток много, все, кроме пары мелких картинок кликабельны.
"Смерть и похороны в Японии"
1. Смерть как скверна, история.
2. Эволюция духа покойного.
3. Похороны
3.1. Синто - старые
3.2. Буддийские – современные
4. О-бон, поминовение
5. Кладбище на горе Коя
6. Суеверия, связанные со смертью и похоронами.
7. Итог
читать дальше
1. Смерть как скверна, история вопроса.
Похороны - (葬儀 со:ги).
Рождение, взросление, свадьба и смерть это важнейшие события в жизни человека. В каждой культуре, в каждой религии для каждого из этих событий есть комплекс ритуалов, верований, суеверий.
В этой, с позволения сказать, статье мы рассмотрим представления о смерти и похороны в Японии.
Обряд похорон в Японии можно разделить на два вида:
1. по синтоистскому обряду
2. по буддистскому обряду.
Причём ни тот, ни другой обряд сейчас не существует в чистом виде. Оба обряда заимствовали некоторые элементы от «конкурента».
Но буддийские похороны сейчас наиболее распространены – по данным 2007 года около 99,81% умерших в Японии были похоронены именно так. В среднем стоимость японских похорон составляет 2,3 миллиона иен (примерно 870 000 рублей), это одна из наиболее высоких цифр в мире. В России, для сравнения, от 30 000 до 100 000 рублей.
Для того чтобы лучше понять саму логику ритуалов, начнём издалека.
В синто, а значит и в мировоззрении японцев, нет понятий «абсолютного добра» и «абсолютного зла». Их заменяют такие накрепко связанные понятия как «чистое» (харэ) и «нечистое», «скверна» (кэгарэ), причём разделения между моральной и физической чистотой и нечистотой нет. «Нечистота» может быть очищена.
Главнейший источник загрязнённости является антипод жизни – смерть и всё с ней связанное – болезнь, кровь, раны и т.д. Эта скверна настолько сильна, что синтоизм так не смог предложить достаточно мощного средства для её очищения.
От мёртвых тел когда-то, в условной "древности", избавлялись в основном двумя способами:
1. Наземное захоронение - тело оставляли или выбрасывали в горах или другой безлюдной местности. Этим вариантом пользовались в основном простолюдины. То есть от скверны просто избавлялись.
2. Погребение в земле. Этот вариант применялся знатью. В этом варианте скверну пытались очистить.
О том, что простых людей еще в 14 веке хоронили редко, свидетельствуют многочисленные указы правительства, смысл которых можно свести к лозунгу «Не бросайте покойников на общественных дорогах!»
С таким негативным восприятием смерти связана и бытовавшая более «цивилизованная» практика двух могил — одной общей ямы подальше от селения, куда сваливались трупы, и символической могилы-памятника поближе, куда только и ходили поминать усопших.
Из-за такого отношения постепенно все связанное со смертью стало прерогативой исключительно буддийских священнослужителей. Это случилось потому, что в буддизме нет однозначного неприятия смерти – ведь смерть это лишь ступенька, ведущая к новому перерождению. Кроме того, буддизм предложил весьма привлекательное посмертие. Некоторые буддийские школы учили о том, что души человеческие после своей смерти в этом мире могут родиться в некой райской «Чистой Земле», а не просто уходят в темную и грязную Страну Мрака (см. миф про Идзанами и Идзанаги). Именно эти школы буддизма и стали со временем самыми популярными в Японии, каковыми остаются и поныне. Другое дело, что понятие чистоты в буддизме было несколько иным, нежели синтоистское, но это вовсе не мешало японцам дополнять его своими доморощенными синтоистскими убеждениями.
Поэтому в религиозной жизни японцев буддизм явился как бы естественным дополнением синто в сфере смерти.
Можно сказать, что поминальные обряды по усопшему в Японии это не просто проводы, а очищение от скверны смерти. По мере того, как дух покойника получает от своих живых потомков поминальные обряды, он постепенно очищается.
2. Эволюция духа покойного.
Все без исключения японцы по законам природы неизбежно после своей смерти становятся богами – ками. Мелкими и безымянными, но ками. Превращение умершего в ками процесс длительный, поэтапный, но он не зависит от достоинств или недостатков усопшего. Ками становятся все.
Итак, эволюция духа усопшего:
1. Аратама – буйный дух. Сразу после смерти душа человека в смятении от расставания с телом. Иногда она даже буйствует, угрожая здоровью и благополучию живых. Если человек погиб насильственной смертью, то его душа особо опасна. Привет японским ужастикам, ага.
Именно поэтому столь важны знаки внимания к умершему и первые церемонии сразу после смерти, призванные утихомирить и смирить душу усопшего.
2. Нигитама – спокойный дух. Душа успокаивается через несколько лет.
3. Ками. И лишь по прошествии 33 лет (или 55) душа полностью утихомиривается и становится ками, сливаясь в единое целое с душами предков.
Почему выбрана цифра 33? Это время смены одного поколения. За эти годы все кто покойного знал, или забывают его, или сами умирают. Память о нём стирается, и сам дух теряет свою индивидуальность.
3.1 Похороны по синтоистскому обряду.
Похороны по синтоистскому обряду мы рассмотрим на примере культуры Окинавы. Окинава в ещё большей степени, чем остальная Япония, находилась в изоляции, а потому её культура сохранила многое от общей древнеяпонской культуры.
Здесь очень важен «культ костей». Считается, что если в нечистом трупе содержится оскверненная смертью душа покойника, то в костях, прошедших процесс разложения и освобождения от плоти, пребывает очищенный дух предка.
Погребальная система Окинавы схематично состоит из нескольких фаз:
1) первичное захоронение - гроб помещается в склеп.
2) обряды 49-го дня – проводы духа.
3) через 3-5 лет – гроб открывают, кости моют и кладут в урну.
4) через 33 года – кости укладывают у задней стенки гробницы.
Внутренняя структура склепа.
Склепы бывают разными внешне, но внутри они все похожи.
В центре склепа находится каменная платформа, на которую ставят деревянный гроб. За платформой и по бокам – двухступенчатый «алтарь», который состоит из «средней ступени» и «верхней ступени» и на котором стоят оссуарии (урны) с костями (как правило, это керамические кувшины или ящики; высотой 50-70 см; с крышкой). За «верхней ступенью» «алтаря» - у задней стенки погребального сооружения – углубление, которое называется «тот мир» (яп. госё, букв. «будущая жизнь», «тот мир»). Относительно небольшой (примерно 1м х 1м) вход в склеп заложен камнями и замазан глиной.
1. Первичное захоронение
Первичное захоронение проводится сразу же после смерти: гроб с телом помещают в склеп. Покойника собирают в дорогу в иной мир. Перед самым входом в склеп ставят чашки с едой, саке и чаем (всё белого цвета), курильницу, одну временную поминальную табличку, обувь, посох, шляпу и накидку – всё, что может пригодиться человеку в дороге в иной мир.
Усопший в это время находится в промежуточном состоянии – он ещё не совсем мёртв, но уже и не жив. До 49-го дня он мучается, потому что его нечистая плоть отделяется от чистых костей.
2. Обряды 49-го дня
После этого дня, по поверьям, плоть человека, наконец, совсем отделяется от его костей, покойный рвёт все связи с нашим миром и становится человеком мира иного. А раз так, то дорожные вещи ему больше не нужны – их сжигают.
Обратите внимание на православные поверья что покойный до сорокового дня мытарствует и мучается, и только на сороковой решается его посмертная судьба. Похожая циферка, да?
3. Вторичное захоронение
Через нечетное количество лет (3-5-7-9 и т.д.) или когда в склеп вносят следующего покойного, женщины-родственницы усопшего проводят обряд «омывания костей» сэнкоцу: останки извлекают из склепа, очищают от плоти большими деревянными палочками, руками моют водой (иногда в море) или рисовой водкой, досуха обтирают тканью или бумагой, помещают в урну и накрывают крышкой, на внутренней части которой пишут имя и дату смерти покойного. Сосуд ставят на среднюю ступень «алтаря» в склепе, а с годами переставляют на верхнюю.
До тех пор, пока плоть не разложилась, усопший пребывает в опасном состоянии скверны, и только после обряда очищения костей от плоти все родственники чувствуют себя в безопасности; этот день считается «праздничным». То есть только на 3-5-7-9-или-как-получилось год, душа покойного избавляется от скверны смерти, и становится «спокойным духом».
4. Обряды 33-го года
Через 33 года после смерти кости смешивают с останками других усопших; «душа поднимается на Небеса». Квест выполнен – покойный теперь божество.
3.2. Похороны по буддийскому обряду
Похороны по буддийскому обряду рассмотрим по самым распространённым, обычным современным церемониям похорон.
Вообще-то изначально хоронить по буддистскому ритуалу всех подряд не могли. Этот ритуал использовался только для буддистских монахов и священников. Но когда такие мелочи мешали японцам? Теперь перед началом церемонии покойного просто объявляют буддистским монахом, и всё – можно хоронить.
Первые шаги после смерти:
1. назначается главный распорядитель похорон – как правило, это старший сын покойного.
2. извещаются родственники и начальство усопшего
3. муниципалитет выдаёт сертификат о смерти
4. выбирается день похорон. Он согласуется с буддистским священником, потому что этот день не должен приходиться на конец или начало года или день томобики (очень неблагоприятный день)
5. буддийскими же священниками выбирается посмертное имя кайме (戒名 каймё, что дословно означает «имя для тех, кто станет буддийским монахом». Имена ранжируются от бесплатных и дешёвых, до редких, которые могут стоить миллион иен или больше. Это имя записывается на поминальной табличке.
Далее начинаются уже обряды непосредственно связанные с покойным. Чаще всего этим малоприятным делом занимаются служители похоронного бюро.
Подготовка покойного:
- Обмывание. Ритуал называется мацуго-но мизу (вода смертного часа), или шини мизу (вода смерти).
- Одежда. Покойного одевают как буддийского странствующего монаха, но только в белое. Это кёкатабира (белое кимоно), причём обязательно полы запахиваются справа налево, наручи, поножи, таби, соломенные тапочки, в руки вкладывают чётки, вокруг шеи, как наплечную сумку, повязывают матерчатый мешочек с року мон сэн (шесть старых монет), белую треугольную косынку — вокруг головы.
- Макияж. Покойного гримируют так, что бы тот выглядел живее всех живых.
- Укладывание. Его переносят в комнату, где находится семейный буддийский алтарь. Голова умершего должна быть обращена на север, а лицо — на запад. Тело накрывают лоскутным (стеганым) одеялом, а лицо — куском белой ткани.
- Украшение изголовья. У изголовья покойного ставят маленький столик с ладаном, свечами, цветами, едой. Семья покойника обязана все время поддерживать курящимся ладан и зажженными свечи, кто-то должен всю ночь бодрствовать у тела.
- Гроб. Перед отпеванием покойника кладут в гроб, который накрывают расшитым золотом покрывалом.
В день смерти для ближайших родственников обычно проводятся временные поминки (карицуя), а на следующий день настоящие поминки — хонцуя. Сами похороны проходят через два дня после смерти.
Хонцуя. На нём могут присутствовать все соболезнующие. Начинается обычно около шести вечера и длится примерно час. Вначале буддийский священник приходит в зал и громко читает сутру. Затем главный распорядитель выполняет ритуал под названием сёко — курит ладан во славу духа покойного. После этого все присутствующие в порядке кровного родства повторяют его манипуляции. Процедура такова: вначале гости кланяются и складывают ладони вместе. Затем берут щепотку коричневого порошка — ладана — большим, указательным и средним пальцами. После этого поднимают благовоние над головой и кладут в специальную чашу, где курится ладан. В конце церемонии опять соединяют ладони, кланяются алтарю и возвращаются на свои места.
В конце церемонии главный распорядитель угощает гостей в благодарность за визит.
Родственники же обязаны дежурить возле покойного всю ночь.
На следующий день проходят похороны.
На похороны мужчины надевают чёрный костюм с белой рубашкой и чёрным галстуком, а женщины — либо чёрное платье, либо чёрное кимоно. С собой приносят молитвенные четки дзюдзу (яп. 数珠. Их держат в левой руке.
Приглашенные также приносят кодэн (денежное приношение семье покойного). Приношения завернуты в особый вид бумаги, на ней написаны имена пожертвователей. Существуют строгие правила для использования этой бумаги, включая особый порядок завертывания. Сумма строго регламентирована по степени близости дарителя к покойному, социальному положению покойного и т.п. Согласно последним исследованиям, средняя сумма кодэн в случае смерти кого-либо из родителей составляет 100 тысяч иен (около 1000 долларов США), брата или сестры — от 30 до 50 тысяч, соседа — 5 тысяч, близких знакомых — от 5 до 10 тысяч иен.
Похоронный алтарь сооружен из буддийских поминальных дощечек, светильника и пожертвований (обычно это цветы). На время отпевания и службы буддийские поминальные дощечки из белого дерева, на которых написано посмертное имя покойника, ставятся на алтарь.
После вступительного обращения буддийский священник ставит свечу на алтарь, зажигает ладан в курильнице и около тридцати минут нараспев читает сутру. Следующий шаг — несколько присутствующих возносят хвалу покойному, и организатор похорон зачитывает телеграммы соболезнования.
Далее гроб закрывают и заколачивают, грузят в катафалк и отвозят в крематорий.
Человек, посетивший похороны, считается осквернённым. Прежде чем войти в свой дом, он должен посыпать себе плечи мелкой солью, а также бросить немного соли на землю и ступить на неё ногами, чтобы очиститься сверху и снизу и не принести в дом скверну, пакетик с солью получает каждый участник похоронной церемонии перед уходом домой.
Кремация. Семья покойного доставляет в крематорий поминальную дощечку и фотографию усопшего с поминального алтаря. Их вместе с курильницей ладана ставят на маленький столик перед печью, в которой проходит кремация. Все присутствующие переходят в зал ожидания. Кремация обычно длится около двух часов.
После кремации двое родственников складывают длинными палочками прах покойного в урну, начиная с останков костей ног и заканчивая головой.
Урна помещается в ящичек из белого дерева и накрывается белой тканью. Главный распорядитель относит его в дом покойного. Там ящичек ставится на домашний алтарь, где и находится до 49-го дня после смерти.
В некоторых случаях прах могут разделить между несколькими урнами, например, чтобы одна осталась семье, а вторая храму, компании или для запуска в космос. Многие кампании имеют свои собственные фирменные захоронения на крупнейших кладбищах Японии.
49 день после смерти
Буддисты в Японии верят, что душа усопшего скитается 49 дней после смерти между миром реальным и миром загробным. Поэтому родственники проводят различные поминальные службы, чтобы ушедшая душа по истечении этого времени попала в рай.
После 49 дней траура и поминальных служб семья покойного возвращается к обычной жизни; в это время домочадцы делают ответные подарки всем принесшим кодэн, стоимостью от одной трети до половины от принесенных ими кодэн.
В этот день принято предавать прах покойного земле.
Надгробие обычно имеет прямоугольную форму и устанавливается на гранитном основании. Вокруг него ставится ограждение, впереди располагаются чаша для ладана и ваза для цветов. Иногда на памятнике пишут имена и живых, и мёртвых, но имена живых выделяются красной краской.
Так как считается, что посмертная дощечка представляет личность усопшего и его мирские привязанности до последней годовщины смерти (тридцать два года или сорок девять лет), она помещается в фамильный буддийский алтарь, а поминальные службы проводятся потомками покойного. Предполагается, что в последнюю годовщину душа покойного теряет свою индивидуальность и способность защитить свой дом, поэтому траур заканчивается и дощечка из семейного алтаря перемещается в семейный же храм.
Статуи Дзидзо – бодхисатвы, по поверьям помогающего грешникам в аду.
Коллективная могила для не имеющих потомков.
4. О-Бон
Однако на этом связь покойного с живущими не прерывается.
Дважды в год души предков-ками обязательно проведывают своих потомков на земле.
Первый раз это происходит во время новогодних празднеств.
Второй – в июле-августе О-Бон. Он пользуется огромной популярностью: обычно в это время японцы берут отпуска, чтобы посетить родные места и отдать дань усопшим. Праздник шумный и яркий – с песнями, танцами (бон-одори), фейерверками, вкусной едой. Зажигается много фонарей для того, что бы осветить предкам дорогу в наш мир и обратно.
Одним из вариантов прощальной церемонии является разведение костров на склонах гор, так называемых прощальных огней (окуриби). В настоящее время наиболее впечатляющее зрелище прощальных огней можно наблюдать в Киото, который лежит в котловине и со всех сторон окружен горами. Здесь костры зажигаются в последний день праздника и большей частью в форме иероглифов.
Но как бы там ни было, предки — такие же члены семьи, только как бы живущие отдельно в своем собственном мире. Поэтому и нет печали во время этих празднеств. Наоборот, сплошное веселье — бабушка приехала!
5. Кладбище на горе Коя
Кладбище на горе Коя – одно из старейших в Японии, основано в начале 9го века. Самое известное и одно из крупнейших. И несомненно самое престижное во всей стране.
На кладбище Окуноин расположено по разным данным от 200 000 до 300 000 надгробий. Его центр – могила основателя самой могущественной буддийской секты Сингон, Кобо Даиши.
Недалеко от его могилы расположено место успокоения душ японских императоров.
Самое интересное в этом кладбище то, что многие из могил не содержат праха усопших. В них никто никогда не был похоронен. Останки того, кому стоит памятник на кладбище Коясан, могут покоиться где угодно. Даже не в Японии. Но, если человек был достаточно значим для своей страны или просто имел достаточно много денег, памятник ему может быть установлен на Коясан.
Например 47 ронинов из Ако и их начальник - лорд Асано. Сами они похоронены в Токио.
Есть тут даже могила Такеды Шингена.
Так же на этом кладбище есть корпоративные могилы - принадлежащие большим богатым компаниям.
6. суеверия связанные со смертью.
Чаще это не то что суеверия, скорее вещи, которых не делают.
1. Цифра 4 созвучна со словом «смерть». В больницах нет четвёртого этажа и четвёртой палаты.
2. Нельзя втыкать палочки в рис.
3. Нельзя передавать еду из палочек в палочки.
4. Нельзя запахивать кимоно сначала левую а потом правую сторону.
5. Считается, что того, кому удается забить гвоздь в крышку гроба двумя ударами большого камня, ждет успех.
6. Принято оставлять на могилах, у статуй Дзидзо или в старых кладбищенских деревьях камушки или монетки – для облегчения участи тех покойных о которых уже некому позаботиться. Денежкой покойный платит лодочнику за переправу, а по камешкам сам пересекает реку до загробного мира.
Итог: Если вы японец – радуйтесь! После смерти вы станете богом. Если вы не японец – тоже радуйтесь! Ни вам, ни вашей родне не придётся отваливать столько бабла за церемонии и ритуалы.